Цифровая образовательная среда в помощь традиционной школьной системе

Разработанный Министерством просвещения совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций проект постановления Правительства «О проведении в 2020–2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды» – часть глобальной работы в рамках нацпроекта «Образование»  и проекта «Цифровая образовательная среда»(ЦОС), позволяющих расширить доступ учащихся к качественным программам обучения. При этом данные решения не подразумевают отказа от традиционных занятий в школах. Информация, распространяемая в ряде сообществ в социальных сетях и других источниках о якобы переводе обучения из школы в онлайн не имеет под собой никаких оснований.

Цифровая образовательная среда – элемент всех развитых мировых систем образования, включающий высокоскоростной интернет в школах, их высокотехничное обеспечение, а также широкий набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения, но не подменяющих собой живое общение с педагогом на уроках. ЦОС создает условия применения в традиционной классно-урочной системе электронного обучения с использованием дистанционных технологий  и возможностей электронных образовательных ресурсов. Проект предусматривает разработку  перечня материально-технических условий, которым должна соответствовать современная школа, таких как: наличие и скорость интернет-соединения, локальные сети в школе, требования к  оборудованию  (компьютеры, планшеты, Wi-Fi и т.д.).

Широкие возможности цифровой образовательной среды планируется апробировать в 14 регионах (в т.ч. в Московской области), которые проявили инициативу участия и уже ведут соответствующую подготовительную работу.

«Речь идет не о замене одного вида обучения, – очного – другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны, – отметил министр просвещения Сергей Кравцов. – Еще раз подчеркну: мы рассчитываем начать учебный год традиционно в сентябре и все школьники сядут вновь за парты».

Дистанционное обучение, на которое в связи с эпидемией перешли все российские школы, высветило территориальные зоны, требующие существенных изменений в техническом и материаль-ном оснащении. На решение данной проблемы и направлена данная работа. К 2024 году реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда» позволит использовать современные цифровые образовательные технологии в дополнение к традиционным по всей стране. Например, во время всплесков сезонной заболеваемости для групп учащихся, по болезни оставшихся дома, или для ребят, проходящих длительное лечение в стационарах. Занятия в школе и живое общение с педагогом – неизменная часть отечественной образовательной системы, и она незыблема.

Что получат школы, учащиеся и педагоги благодаря проекту «Цифровая образовательная среда»:

  • доступ к высокоскоростному интернету для занятий в школе;
  • доступ к набору электронных образовательных сайтов и сервисов, способствующих расширению и углублению предметных знаний;
  • цифровые решения, позволяющие ребенку, по каким-либо длительным причинам
  • не имеющему возможности посещать школу (болезнь или иное), быть на связи с классом и учителем во время урока;
  • интеграцию государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС;
  • возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий;
  • автоматизацию процессов внутри школы для разгрузки педагогов от излишней бумажной работы с отчетами.